пятница, 17 мая 2013 г.

Scroll saw noice reducing. Как снизить шум лобзикового станка.


Я использую лобзиковый станок (Scroll saw) модели Jet JSS-16. В других странах я видел клоны этого аппарата под иными брендами. Думаю, большой разницы между ними нет.  Он относится к пилам эконом-класса, так что надо понимать, что некоторые проблемы неизбежны. Одна из них - шум.
Откуда он возникает и как с ним бороться?
Есть несколько источников шума при работе пилы:
  1. шум двигателя
  2. шум движущихся деталей (рычаги, тяги...)
  3. шум от процесса пиления, создаваемый пилкой (blade)
 Преже всего - установите стол (подставку, верстак)  и станок на нём ровно, без возможностей качания. Если можно - привинтите всё намертво. Стол по возможности массивный. У меня лишнего места нет и я работаю на паре обычных  табуретов.

 Далее - используйте шумоизоляционный коврик под станком. Я ставлю его на пластине пористой резины толщиной 12мм.


Двигатель моей пилы шумит очень мало. Пожалуй, какой-нибудь кухонный миксер или блендер шумят гораздо больше. Это не проблема.

Рычаги шумят при наличии зазоров на в паре ось качания-втулка. Если зазор большой (некачественное изготовление или износ) - будет стук при работе. Поэтому - послушайте станок при покупке. Если он явственно стучит - эта проблема обеспечена, лучше воздержаться от покупки.

Для избежания износа - используйте своевременную смазку осей. В руководстве моей пилы рекомендуется смазка через 50 часов работы.

Рычаги внутри корпуса соединены между собой винтовой тягой и пружиной-змейкой. При некоторых режимах работы данная пружинка начинает достаточно громко звенеть. Это вызвано явлением резонанса - совпадения собственной частоты колебаний пружины и частоты резки. То есть шум зубьев лезвия имеет один тон (музыкальную ноту) с тоном пружины.

Пружина звенит - это не очень хорошо, но не это опасно. Однако есть и другие части станка, которые при определённых условиях входят в резонанс.
Бывает, начинает прыгать столик, шуметь корпус, и даже иногда U-образная стойка рычагов принимается раскачиватся вправо-влево. А вот это уже плохо. Основание станка отлито из чугуна, а  U-образная стойка и стол отлиты из алюминиевого сплава. Это главный недостаток модели.

Массивные стальные или чугунные детали были бы оптимальными. Но это уже другая ценовая категория.
 Основание из чугуна 
 Раскачивание стойки иногда имеет видимое перемещение порядка 1-2мм. В таких случаях надо немедленно сменить режим работы и выйти из резонанса, иначе хлипкая стойка однажды переломится. 

Предотвратить резонанс можно изменив частоту колебаний лезвия -
  • сменить лезвия на другой номер, 
  • изменить частоту вращения двигателя,
  • изменить скорост подачи распиливаемой детали.
Для меня проще всего чуть повернуть рукоятку регулировки скорости двигателя. Эта возможность - огромный плюс данной модели лобзикового станка.

 Шумоизоляция стойки лобзикового станка 

Следующий метод снижения шума - звукопоглощающее покрытие. Даже 1 дополнительный слой краски будет глушить шум. Можно использовать краску Антишум для автомобилей. Я рассматривал такой вариант, но мне попалась в продаже только краска для нанесения с помощью специального распылителя под высоким давлением. У меня нет такой возможности. Поэтому я применил строительный силиконовый герметик.


 Одной упаковки герметика весом 0,4кг мне хватило для обмазки половинок U-образной стойки, рычагов и пружины-змейки слоем примерно 2-3мм.  Столик обмазать не получилось - силикон кончился.

 .

Шумоизоляция рычага и обильная смазка осей машинным маслом
Силикон выдаливал из пистолета и размазывал влажным шпателем. Тем не менее ровный слой не получился. Это не важно, так как эти корявые ухабы будут внутри. Кроме того, неровности как я думаю, будут лучше глушить шум
Звонкая пружина-змейка тоже оделась в силиконовую шубу
 Треугольные призмы, через которые винт соединяет рычаги, обильно смазаны маслом
  Я использовал силиконовый герметик с уксусным отверждением. То есть в состав герметика входит уксусная кислота и при её испарении происходить затвердевание. Поэтому работу нужно проводить в хорошо проветриваемом помещени. Скорость отвердевания 2мм в сутки, в течении этого времени станок лучше не включать и, если возможно, не включать - а то вдруг отвалится.
Вторая половина стойки
Опорные площадки основания, на которых базируется стойка перед сборкой также намазаны силиконом. Это лучше сделать непосредственно перед окончательной сборкой, после отвердевания слоя силикона на стойке и рычаге.
Опорные площадки для стойки
Стол я не обмазывал из-за нехватки силикона. Позже я исправлю это. Но лучше будет заказать изготовление хорошего стола из массивного стального листа.

Надеюсь, это оказалось для кого-нибудь полезным. Если есть вопросы - спрашивайте.

Что ещё есть по Джету? Вот статья про его ремонт своими силами. Как ни грустно, но техника ломается.


3 комментария:

  1. Алексей, спасибо огромное за подробнейший рассказ об этом удивительном "агрегате" :). Мы с мужем очень любим работать с деревом, но как-то все руками. После просмотра Вашего блога всерьез задумались над покупкой этой чудесной "машины".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста! Будет полезным также посмореть обсуждение станка на форуме Мастеровой .

      Удалить
  2. Однако... В конструкции ни одного подшипника! Автор, спасибо за фото и способ гашения резонансов. Но каково, посмотрел ради интереса устройство всех этих "бюджетных" столиков - никакой инфы о рычагах, опорах валов, кинематике. Только хвалебные отклики продаванов. Я то думал, там по всем осям шарикоподшипники, а здесь даже кривошип прямого привода и на втулке. Слишком завышенная цена, как за моторчик в 90Вт и силуминовые отливки. Спасибо ещё раз за проделанную работу.

    ОтветитьУдалить

К сожалению на эти комментарии VKontakte мне уведомления не приходят, так что ответить могу с большим опозданием
Взляните, может здесь вы найдёте что-то интересное