пятница, 28 февраля 2014 г.

О ткацких станках Ashford

Конструкция моего ткацкого станка близка к  станкам фирм Ashford и Louet. Тарасова Ирина,  мастерица из Санкт-Пектербурга, написала этот обзор  о ткацких станках Ashford  (оригинал отсюда)  

Поймала себя на том, что отвечая на вопросы о новозеландском ткацком станке, все меньше пишу и все больше копирую фрагменты своих прошлых ответов. Решила по возможности свести все в один пост и просто давать на него ссылку при необходимости.

 Вопрос №1: Где вы купили станок?
Вот тут: www.livemaster.ru/nzwool  Надежда Грин живет в Новой Зеландии, сотрудничает с производителем, свободно говорит по-русски. Могу дать Надежде только самые лучшие рекомендации: она очень терпеливый, отзывчивый, спокойный и добрый человек, и моя благодарность к ней не имеет границ. В магазине Надежды САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ на продукцию Ashford.

Извините, но тут влезу я и прерву Ирину. Помимо Эшфрода есть и другие модели аналогичного класса, к примеру Combo от фирмы Louet или вот такой российский станок, сделанный мной. Сделан на заказ.


Далее - вновь оригинальный текст:

Вопрос №2: Если я ни разу не подходила к станку, смогу ли я освоить ткачество?
Во избежание слез, разочарований и потери веры в себя, очень и очень желательно найти человека, который поможет вам хотя бы с самым первым снованием основы и с самой первой заправкой станка.

Вопрос №3: Я собираюсь ткать не только из ниток, но и из тряпок, выдержит ли этот станок такое обращение?
Безусловно выдержит. Станок совсем не так хрупок и беспомощен, каким может выглядеть на картинках.

Вопрос №4: Не могу выбрать станок! Посоветуйте, какой купить: 8-ремизный или 16-ремизный?
У меня встречный вопрос: что вы планируете ткать, когда освоите азы? Решите для себя, какова у вас программа-минимум и программа-максимум, найдите примеры в картинках, ведь вы наверняка уже присматривались к тканым работам и сможете ответить на этот вопрос.
Самый распространенный ответ – «Хочу ткать ткани для пошива традиционного костюма». Тогда отвечаю в лоб - не очень понимаю, зачем нужен 8-ремизный, и уж тем более 16-ремизный станок. Обучение заправке и ткачеству настолько сложных переплетений - это отдельная большая история, с которой будет крайне тяжело справиться самостоятельно, не имея подготовки, педагогов и литературы.
У меня 4-ремизный станок, и я не представляю, когда доберусь до использования всех 4х ремизок. И на двух ремизках столько работы и планов - не передать.
Доводилось ли вам видеть схемы для заправки и ткачества многоремизных тканей? Вот, например:

И это 12 ремиз. Чувствуете в себе силы самостоятельно в этом разобраться? Если да, то хорошо, а если нет - то тоже очень хорошо. Совершенно осознанно пугаю всех вопрошающих, потому что всегда очень обидно, когда люди изначально ставят перед собой крайне сложные задачи, а после быстро разочаровываются и бросают ткачество.

Вопрос №5: Какую ширину лучше взять, будет ли мне достаточно ширины полотна 80 см?
Домотканое полотно в традиции имеет ширину 32-45 см. У эстонских традиционных станков ширина около метра, и это напрямую сказывается на скорости/сложности заправки станка и скорости работы.
У меня станок имеет ширину 60 см, брала с расчетом на то, что буду ткать не только полотно, но и половики. Половики пока у меня не ткутся, тку полотно, браное, выборное и закладное ткачество. Тку ровно ту ширину, что задана кроем выбранного этнографического предмета: 32-45 см.
Однажды попробовала схитрить и заправить бОльшую ширину - 55 см. (в выбранном предмете ширина полотна при этом была 36 см.) При раскрое всю эту хитрость пришлось срезать до ширины 36 см, потому что моя отсебятина не вписывалась в традиционный крой. Больше не экспериментирую.
Консультации по новозеландским станкам даю достаточно часто, все рассказываю, а потом подглядываю за результатом. Из трех знакомых станков 80 см. шириной еще никто не заправлял эти станки на полную ширину. Из 4х знакомых, купивших станки с более чем 4 ремизками, до сих пор только одна ткачиха использовала в работе более 2х ремизок.

Вопрос №6: Вы ткали браные узоры на своем станке? Хватает расстояния от ремизок до навоя для браного ткачества?
Да, браное ткачество на своем станочке я ткала.


Безусловно, расстояние от ремизок до навоя у новозеландского станка не так велико, как у стационарного большого деревенского стана. Но тем не менее, этого расстояния мне вполне хватает, чтобы закладывать прутки за ниченки. Цены занимают приличное количество места, но я спускаю их к навою, и абсолютно все пространство от ниченок до задней планки может использоваться для прутков.
Оптимальную толщину и надежность показали бамбуковые прутки от веника =) Служат очень долго, редко ломаются, гибкие и прочные. Подсыхают от долгого неиспользования, поэтому перед работой я их ненадолго замачиваю, или просто окунаю в воду, чтобы вернуть им гибкость и эластичность.
За ниченки помещается около 20 прутков, большего количества я, кажется, и не пробовала. Для широких браных полос этого, конечно, недостаточно, но тем не менее считаю, что это и так очень хороший показатель.


Вопрос №7: Достаточна ли высота зева?
Высота зева зависит во многом от высоты берда. Так получилось, что я почти не использую родное новозеландское бердо, а тку на узких фабричных металлических бердах (высота зубов там около 6-7 см). По сравнению с большими деревенскими станками, конечно, зев меньше, и здорово было бы иметь его побольше, но я приспособилась ткать как есть. Не сильно страдаю, наработала хорошую скорость ткачества даже при очень маленьком зеве.

Вопрос №8: Есть ли какие-нибудь "подводные камни" при работе с таким станком, которые надо учесть перед покупкой?
Несмотря на общий принцип и технологию ткачества на ткацких станках, абсолютно у каждого станка есть свои особенности и характер, к которому нужно найти свой подход. Мне тяжело ответить о «подводных камнях», потому что вы будете оценивать новозеландский станок не только как отдельный предмет: определенную роль будет играть роль ваш предыдущий ткацкий опыт. Подводных камней, каких-то серьезных разочаровывающих особенностей, на мой взгляд, у станка Ashford нет. Есть особенности, к которым пришлось привыкать. Во-первых, это высота зева, во-вторых – высота самого станка. Я невысокого роста, и для того, чтобы сидеть на более-менее приемлемой высоте, приходится класть на табуретку всякие книги-одеяла, что очень неудобно. Правильной высокой табуретки подобрать пока не могу, поэтому при работе устают шея и плечи.

Вопрос №9: Сомнение также вызывает наличие пластмассовых деталей в станке: насколько крепок механизм удерживания валов (навоя и пришвы)?
Я соблюдаю некоторую осторожность в отношении пластмассовых деталей, но не трясусь над ними. Во-первых, станок чрезвычайно хорошо продуман и сконструирован, во-вторых, при необходимости наверняка можно будет заменить сломанные запчасти.

Вопрос №10: Нужно ли покупать подставку под станок с подножками? Может быть, имеет смысл сразу со станком заказать еще что-то?
Я не собиралась покупать подставку с подножками, чтобы не тратить лишних денег, но поменяла свое решение сразу после того, как мы с мужем собрали станок и водрузили его на мой стол. Аргументы за покупку подставки с подножками:
  1. Станок обретает свое отдельное место в доме, отпадает необходимость перемещать его со стола на пол и обратно.
  2. Скорость работы значительно увеличивается, когда руки занимаются своим делом (прокидывают уток), а ноги – своим (меняют зев, нажимая на педали).
  3. Очень приятное дополнение к подножкам – полочки слева и справа. Они у меня никогда не пустуют, держу там рабочие челноки и прутки.
Что касается прочих дополнений к станку: я регулярно захожу на сайт Ashford, жду новинок, смотрю на ткацкие аксессуары и думаю, чего бы такого купить. Но совершенно отчетливо понимаю, что все это - исключительно мой хомякоз и любовь ко всяким новым гаджетам =)

Объективно к станку мне потребовались только две вещи: подставка с подножками и дополнительные галева. Все прочее либо купилось по случаю (бамбуковый веник для закладок), либо сделалось мужниными руками (сновалка). Ну вот еще решу проблему с высотой табуреткой, и будет мне полное ткацкое счастье.

Вопрос №11: Как вообще станок? Стоящая вещь?
Однозначно да. А для городских условий станок Ashford так и вовсе незаменим.


Работы замечательного мастера Тарасовой Ирины можно увидеть и купить на Ярмарке мастеров

Комментариев нет:

Отправить комментарий

К сожалению на эти комментарии VKontakte мне уведомления не приходят, так что ответить могу с большим опозданием
Взляните, может здесь вы найдёте что-то интересное